"К Абызову были очень серьезные вопросы": экономист прокомментировал задержание бывшего министра

Михаила Абызова подозревают в организации преступного сообщества и мошенничестве на 4 млдр рублей

ИГОРЬ ЕМЕЛЬЯНОВ

Абызов еще в середине 90-х получил пакет акций «Новосибирскэнерго»Фото: Андрей МИНАЕВ

Абызов еще в середине 90-х получил пакет акций «Новосибирскэнерго»

Фото: Андрей МИНАЕВ

Бывшему министру открытого правительства, который проработал в Белом доме с 2012 по 2018 годы и которого во вторник сотрудники ФСБ задержали в Москве, предъявили обвинения в мошенничестве и в организации преступного сообщества. О том, как начинался путь господина Абызова в экономике и в политике, и как он дошел до жизни такой «КП» расспросила экономиста и ведущего Никиту КРИЧЕВСКОГО.

МОЛОДОЙ ЭНЕРГЕТИК

- 4 года назад вы удивлялись, каким образом 23-летний Михаил Абызов смог в середине 90-х стать обладателем 19.5% акций «Новосибирскэнерго». И правда, как?

- В те годы большинство схем приобретения пакетов акций крупных предприятий, тем более энергетических, выглядели мутнми. И в таком возрасте люди выступали, довольно нередко, как подставные фигуры. Для более старших и опытных товарищей.

- Через некоторое время Абызов вместе с будущим топ-менеджером «Роснано» Меламедом стал держателем 40%, а чуть позже – контрольного пакета акций «Новосибирскэнерго»?

- Ошибкой Абызова стало то, что он решил поиграть в политику. Сидел бы на своем месте – и постепенно превратился в олигарха. Потом продал бы свой бизнес – той же «Ренове» или той же «Альфе», отошел бы в сторону, и преспокойно жил в своей Италии. Но он решил, что если получит статусный пост, то станет неприкосновенным.

БОДАЛСЯ С ДУБОМ

- Он судился с «Реновой», с Вексельбергом – за что?

- Там был целый ворох. Андрей Шторх может рассказать. У меня в памяти осталась солнечная энергетика. Абызов, как представлялось, фактически монополизировал производство солнечных батарей и станций возобновляемых источников энергии. Он лоббировал эту программу. Там часть инвестиций должна была возвращаться обратно при подключении к сетям.

- Кто лоббировал его вхождение в состав кабинета министров?

- Мое личное мнение – он пролез в кабмин с применением коррупции. Его рекомендовали сразу несколько человек. Могу предположить, что премьеру было недосуг ковыряться в «объективке» нового министра. Тогда формирование кабинета шло на фоне эха прошедших протестных событий на Болотной площади. Власть пошла на определенные уступки либералам. Как я полагаю, коррумпированным. Абызов был одним из представителей этого лагеря.

- Министр открытого правительства – что это за должность?

- Тогда появилась идея привлекать экспертное сообщество к разработке законодательных инициатив и нормативных актов. Такой министр – воплощение этих веяний начала 2010-х. Но вместо того, чтобы формировать новые тренды, заниматься закреплением своих позиций в политике – они на Новый год уехали на курорты. А потом еще были события 6 мая. И чтобы успокоить общество – было решено, что нужна либерализация на самом верху . И вот тогда в правительстве появился Абызов. Проект открытого правительства был нужен – он нужен и сегодня, я считаю. Но тогда он позволял Абызову тратить минимум времени на работу непосредственно в правительстве.

ЭФФЕКТ НУЛЕВОЙ

- Эффективность его 6-летней работы в этом правительстве, в этом проекте?

- На мой взгляд, нулевая.

- А как же его 1200 экспертных заключений за эти 6 лет?

- Была определенная процедура. Под господина Абызова был разработан регламент. Прохождения законодательных актов. Была нужна виза Абызова. Были нужны отзывы экспертов. Организаций – государственных, негосударственных. Работал его аппарат. Он визировал, решал свои вопросы, особо не был загружен делами. Это не руководство министерством энергетики. Или финансов.

- Все-таки – как он смог попасть в правительство, если было уголовное дело, возбужденное СК, по его «соратникам» по новосибирским «приключениям»?

- Он от тех дел отошел, и проводилась проверка, до суда тогда не дошло. Он не проходил вообще никак, даже в качестве свидетеля. Это же все было давно, в 90-е. А человека, который был с ним некогда держателем акций энергокомпании, вели по другому делу совсем.

- Сейчас Абызову инкриминируют ущерб на 4 миллиарда рублей, вы же предполагаете , что речь может идти о 33 миллиардах?

- Не ожидал, что задержание случиться так скоро. Полагаю, цифра в 4 миллиарда далеко не окончательная. Только у «Альфы» претензий по мошеннической деятельности на 30 с лишним миллиардов. Претензии эти были еще тогда, когда Абызов трудился министром. И к нему просто не могли подступиться из-за его статуса. Он тогда был бенефициаром. Кредиты были получены и… Скажем так, исчезли. Кредиторы вряд ли получат сатисфакцию, но хоть согреются.

СОВСЕМ НЕ УЛЮКАЕВ

- Дело Абызова может стать вторым «делом Улюкаева»? Или еще более громким?

- Это разные по масштабу дела. Улюкаев человек другого склада, пошиба, с другой родословной. Более благородной. Человек, работавший с Гайдаром, бывший первым зампредом Центробанка. За него поручались его соратники. За Абызова поручиться некому. Волею судеб попал на вершины власти,

- Может потянуться цепочка?

- Претензии будут. Не публичные. И, полагаю, к тем людям, которых сейчас в окружении премьера нет. И, кстати, я не понимаю, как можно было «купиться» на некие обещания и прилететь из Италии в Москву.

- Так почему он рискнул и прилетел?

- А как сына Петра Первого Алексея выманили из Европы и замучили в Петропавловской крепости?

- Если он знал за собой грехи – нужен был очень веский повод для прилета?

- И веские гарантии. Он их похоже, получил. Возможно, к нему приезжали. Для других уехавших это может стать сигналом. Их немало. Вот в этом смысле процесс над Абызовым может стать показательным – не для публики, а для тех, кто размышляет над своим коррупционным будущим. Для тех, кто болеет клептоманией.

Ну, а Рим не стал портить отношения с Москвой из-за бывшего министра-коррупционера, сбежавшего из России и не ответившего на обвинения.

- А в чем незаконность инвестиций в венчурные американские инвестиционные проекты – это тоже Абызову ставится в вину?

- Это с морально-этической точки зрения некрасиво. Порицаемо с общественной точки зрения. Американский венчур – это вложения в Пентагон. Украсть в России, вывести в Америку, вложить в их оборонку – это как? На Западе подобные схемы – повод уйти в отставку. У нас это сходило с рук…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Экс-министра Михаила Абызова подозревают в создании преступного сообщества и афере на 4 млрд рублей

Казалось бы, после посадки министра экономики Алексея Улюкаева и ареста сенатора Рауфа Арашукова, удивить общественность будет уже чем-то сложно. И вот очередной коррупционный скандал. СК России возбудил уголовное дело в отношении бывшего министра открытого правительства России Михаила Абызова, который подозревается в том, что создал и возглавлял преступное сообщество. (подробности)

ИСТОЧНИК KP.RU