"В России настроены на деньги, а не на креатив": как не потерять себя в виртуальную эру
Трибуна News побеседовала с Игорем Ольбиком, экспертом по личному бренду в Инстаграм.
- Игорь, скажите, для чего нужен Инстаграм? И вообще социальные сети для чего нужны?
- Инстаграм в наше время - это как бы твоя общая визитка. Если тебя нет в Инстаграме, то тебя нет нигде. Если ты эксперт в какой-либо области, если ты обучаешь чему-либо людей, если ты бизнесмен и тебя нет в Инстаграме, то к тебе вряд ли будут обращаться.
- Что мы теряем в связи с гиперзаинтересованностью в виртуальном пространстве?
- Уходя в виртуальный мир, мы фактически теряем связь с реальностью. В виртуальном мире мы получаем какую-то виртуальную связь, которую мы имеем в реальном мире, но это, конечно, не то. Но, идя в ногу со временем, мы все больше и больше погружаемся в виртуальный мир. Таким образом, мы реально теряем какие-то эмоциональные связи человека. Мы же хотим видеть вживую, мы же хотим слышать вживую, мы же хотим ощущать запах вживую, мы хотим все это полностью осознавать. А в Интернете это все по-другому делается. Там не ощущаешь ты, не видишь, ты видишь только через экран телефона, ты смотришь на какое-то изображение, это все оцифровано, и нет тут жизни.
- Чем это чревато через 20 лет?
- Я не могу сказать чем это чревато через 20 лет, потому что для каждого - свой мир. Все по-своему смотрят и рассуждают на эту тему.
Возможно, мы будем меньше встречаться, будем меньше видеться, у нас не будет большого количества развлечений, которые у нас есть сейчас. Если мы можем сходить в караоке сейчас, попеть песни, мы можем сходить в кинотеатр, посмотреть кино, мы сможем сходить в кафе, провести вместе время, насладиться друг другом, пообщавшись, то, возможно, в дальнейшем это будет приведено к тому, что мы будем в какой-то тюрьме каменной и нам ничего больше не надо будет делать.
Мы не будем нуждаться в том, чтобы видеть друг друга, отвыкнем от этого. Возможно. А возможно и нет, потому что будет 100% какая-то маленькая каста людей, которая будет нести какие-то устоявшиеся вещи, которые сейчас в наше время есть, в те времена. Мы же сейчас слушаем старую музыку, которая была 100 лет назад, мы же наслаждаемся этим, но не все это понимают, но есть определенная группа людей, которая проносит вот это вот сквозь года. Хотя вопрос, конечно, возникает в том, а нужна ли вообще будет в будущем коммуникация эта людям?.
- Чем именно ты занимаешься? Что ты делаешь?
- Я занимаюсь консультированием людей на тему личного бренда.
- А для людей, которые вообще не знают, что такое бренд, как объяснить это слово?
- Известный пример - "Кока- кола". Это бренд.
- Ну это не личный бренд.
- Это бренд компании, который ты можем сравнить и с личным брендом, есть, конечно, ассоциативная и эмоциональная связь с кем-либо, с чем-либо.
То есть если мы знаем рекламу "Кока-колы", то представляем себе звук открытия железной банки. Если мы говорим про личность, то здесь несколько иное. Мы говорим, например, если про психологию, то у большинства людей на ум приходит Михаил Лабковский, потому как к нему есть доверие, это его личный бренд. Все знают, как он выглядит, большинство людей знают как он одет, все знают что у него баснословных денег стоит консультация, по-моему, 85 тысяч рублей за 45 минут, консультация в скайпе и того дороже - вроде 120 тысяч рублей, если я ничего не путаю, и все равно у него запись на несколько месяцев вперед. Это есть личный бренд, к которому есть доверие, с которым есть ассоциации.
- Политическая верхушка в России - она не идет в этом плане в ногу со временем. У того же президента нет страничек в социальных сетях, как ты это оцениваешь?
- Ну наверное для России это нормально. Это, наверное, больше история Америки, чтобы у какого-нибудь политика был Инстаграм тот же самый.
- Почему старое поколение не меняют своих привычек насчет в этой сфере?
- Они реактивны, не проактивны, не готовы к изменениям, наверное, у них есть жесткие установки еще с тех времен, когда у них что-то вбито в голову, это какое-то зомбированное поколение. Если мы рассматриваем старше Путина людей, то они знают, что хорошо, когда был железный занавес, никуда нельзя выехать, в телевизоре только правда.
-Что бы Вы посоветовали этому поколению?
- Да живите как живете, кайфуйте, наслаждайтесь жизнью, в этом счастье. Если они так думают - для них это же маленький мир. Для меня он ограниченный, для них он большой и широкий.
Как я отношусь к тому, что у политических деятелей нет какой-то социальных сетей - ну отстают у нас люди. Мы же во всем отстаем. По трендам Инстаграма- могу взять например: мы следим за Америкой и понимаем, что через годик - через два у нас будет то же самое. И не важно, что у нас пользователей больше. А людей, которые умеют пользоваться этим - не так уж и много.
- Почему мы ничего не создаем первыми, что нам мешает?
- Хммм.
- Всегда копируем…
- Ну я уверен, что мы создаем, просто на ум ничего не приходит.
В сфере Интернета... Я понял вопрос, я думаю, что потому что у нас мало возможностей. Многие у нас не могут создавать что-то из-за отсутствия возможностей, в том числе со стороны властей. Многое мы просто не можем создать. Возьмем спорт. Тот же самый сноуборд. Если в других странах, в большинстве стран других подготовлены площадки, подготовлены горки, люди с детства катаются, у них есть крутое оборудование, это в доступе для всех, то у нас если ты хочешь научиться на сноуборде кататься, ты едешь там в какую-то область Московскую и пытаешься там съехать на горке и думаешь что всё, что ты научился. Но с такой маленькой горкой, с таким отсутствием возможностей мы ничему не научимся, мы будем учиться, учиться и учиться, но уровень кардинально отличается, плюс, как мне кажется, банальное отсутствие ряда вещей, и это также связано с материальным положением многих семей. Если ты хочешь развиваться в Интернете, тебе нужен хороший компьютер. Чтобы тебе купить хороший компьютер, тебе нужно работать с самого детства.
- Почему большие российские IT компании привлекают ноу-хау, разработанные где-то, почему своих ноу-хау мы не видим?
- Я думаю, что подобным компаниям зачем это им делать, если они и так зарабатывают деньги, у них есть возможности прекрасно зарабатывать деньги. Порой даже темными путями, отмывая, не отмывая, работая с Европой, с Америкой- с кем угодно. Они зарабатывают огромные деньги, им не надо этих ноу-хау.
Тут цель я заработал денег и мне без разницы как, я думаю, что это связано с этим и это как раз-таки идет изначально, у нас большинство людей настроены только на деньги. Все идут я хочу заработать деньги, я хочу заработать деньги, соответственно когда ты ищешь возможность как зарабатывать деньги, ты не думаешь что ты можешь создать что-то креативное, что, возможно, поможет людям - раз, два - тебе принести может много денег. У тебя нет таких ярких примеров в России, соответственно к чему мы можем стремиться? Мы можем слышать о кремниевой долине, куда ребята приезжают, что-то создают, какие-то стартапы, какие-то идеи, их там кто-то инвестирует, а это для нас волшебство. Гипотетически, конечно, кто-то может дать тебе деньги, но в России это невозможно. Тебя наоборот обворуют, кинут, а если ты придумаешь идею и ей воспользуешься, тебя тоже кинут. Потому что мы типа русские, у нас такая история. Зомбированность, мне кажется, из семьи. Но мне кажется как раз-таки она будет меняться сейчас. Мое поколение - 95-й год - мы уже немножко по-другому, мы меньше слушаем родителей в любом случае, хотя у них есть очень стереотипные, примитивные какие-то видения этого мира, а дальше, у меня есть брат 5 лет, 2015-й год - это уже совершенно другие люди - они меньше будут прислушиваться ко мне и я думаю, что мы отойдем от этой истории.