Россия демонстрирует готовность не только выстоять, но и развиваться: эксперты клуба "Валдай" обсудили вопросы реакции на санкции против РФ
Утверждения о том, что российская экономика вот-вот будет "разорвана в клочья", распространяются далеко не в последнюю очередь из-за того, что на Западе царит дефицит информации о реальном мире. Об этом заявил содиректор группы по изучению геополитической экономии Университета Манитобы Алан Фриман в беседе с журналистами по итогам сессии "Российская экономика: вопреки всему или благодаря встряске?".
По его мнению, в целом данные утверждения также возникают по причине нежелания досконально разбираться в той или иной ситуации.
Кроме того, убежден эксперт, авторы подобных измышлений зачастую действуют из конъюнктурных соображений. и целью утверждений является побуждение к действиям.
"Российская экономика выстояла санкционное давление, расширила рынки сбыта своих товаров, нарастила внутреннее предложение. Одним словом извлекла уроки из текущей геополитической ситуации", - также сказал он.
Кроме того, эксперт добавил, что России с успехом удалось перестроится на удовлетворение военных потребностей.
На упомянутой сессии также говорилось о том, что после начала специальной военной операции Россия подверглась беспрецедентному акту экономической войны, призванному устранить её из мировой экономики. Сделать этого не удалось, и Россия демонстрирует способность не только выстоять, но и развиваться. Несмотря ни на что, Россия сегодня может исполнять новые задачи, не уходя от взаимодействия с внешними партнёрами, а также не забывая о своих партнерах, которые ее никогда не предавали. Говорилось и о том, что несмотря ни на что, многополярность "дает свои всходы".
Звучал, в частности, тезис, о "множестве Атлантов, каждый из которых наблюдает за своей частью неба".
Кроме того, некоторые эксперты, в частности, заместитель директора Института социальной политики НИУ Высшей школы экономики Оксана Синявская, утверждали, что встряска 2022-2023 годов вполне может стать катализатором нового развития.
Помимо этого, обсуждался в ходе работы Международного дискуссионного клуба "Валдай" и вопрос влияния ситуации с антироссийскими санкциями на постсоветские государства.
Но смягчить санкционный эффект должно в том числе взаимодействие в рамках БРИКС.
Паулу Ногейра Батиста-младший, бразильский экономист, бывший вице-президент Нового банка развития и бывший исполнительный директор Международного валютного фонда, в частности, утверждает, что БРИКС является важной силой в мире, и так было с самого начала, с 2008 года.
"Мы можем стать решающим фактором в деле консолидации постзападной и многополярной планеты.Это то, чего ждут от наших стран. Однако возникает вопрос, полностью ли БРИКС оправдал такого рода ожидания. Какого успеха мы добились с тех пор, как впервые начали работать вместе в 2008 году по инициативе России? Чего мы можем достичь в будущем?
Пытаясь ответить на первый вопрос, я буду откровенен, а иногда даже несколько резок. Не стоит воспринимать мои слова как высокомерие. Они отражают экспертное мнение, может быть ошибочное, как и все мнения. Но самокритика, хотя и болезненная, может принести пользу.
Мы создали две практически и потенциально очень важные вещи:
1) валютный фонд БРИКС, получивший название «Пул условных валютных резервов» – ПУВР; и, что более важно,
2) многосторонний банк развития, называемый Новым банком развития (НБР), более известный как банк БРИКС, со штаб-квартирой в Шанхае.
В данной статье будут кратко рассмотрены эти два механизма, а затем возможная будущая инициатива – создание общей валюты БРИКС.
Два существующих механизма финансирования БРИКС были созданы в середине 2015 года, более восьми лет назад. Позвольте мне заверить вас, что когда мы начинали работу с ПУВР и НБР, существовала серьёзная обеспокоенность в Вашингтоне, в МВФ и во Всемирном банке по поводу того, что БРИКС делал в этой области. Я могу это засвидетельствовать, потому что в то время я работал в качестве исполнительного директора по Бразилии и другим странам в Совете МВФ.
Однако со временем люди в Вашингтоне расслабились, возможно, почувствовав, что с ПУВР и НБР мы никуда не продвинемся. Действительно, прогресс был весьма медленным. Почему? Это длинная история. Я написал книгу о переговорах, которые привели к созданию ПУВР и НБР, а также о первых пяти годах существования этих двух механизмов финансирования .
Того, что удалось достигнуть в последующие три года, с середины 2020 года по настоящее время, явно не хватало для преодоления недостатков",- добавил эксперт.