Экспертное мнение: “Если в классе девиантный подросток, обезопасить других детей крайне сложно” (эксклюзивное интервью "Трибуне")
В пресс-центре “Трибуна-ньюс” состоялась встреча с психологом-педагогом Зарой Арутюнян
В эти дни общество активно обсуждает печальные события со стрельбой в школе в Казани, когда в результате целенаправленного нападения погибли дети и два преподавателя, ранены около 30 человек.
Что делать, как обезопасить общество и особенно детей от опасности перед человеком, который просто берет оружие и идет убивать?
Психолога Зару Арутюнян мы пригласили на “Трибуну”, как специалиста с многолетним опытом работы в московских школах в качестве педагога-психолога, специалиста, который, кроме всего прочего следит за адаптацией детей в обществе, за психологической атмосферой в коллективе. Комментируя случай в Казани, г-жа Арутюнян поделилась и своим опытом работы с трудным подростком.
Отвечая на вопрос о психическом состоянии казанского стрелка, Арутюнян сказала, что диагнозы должны ставить специалисты и не по интернету, а после серьезного исследования. Говоря о том, мог ли причиной срыва стать многолетний буллинг, Зара Арутюнян напомнила, что буллингу подвергаются в течение жизни в разных ситуациях почти все люди, но убивать идут единицы. Размышления о страданиях того, кто намеренно убивает приводят к опасной героизации преступления, что категорически недопустимо, сказала Зара Арутюнян.
“Моя идея в том, что многие и тихие люди могут вот так себя резко и неожиданно повести. Поэтому большая истерика “а давайте вычислим всех потенциальных опасных людей” - это в принципе невыполнимая задача”, - сказала психолог.
Г-жа Арутюнян поделилась опытом работы с девиантным подростком. К психологу привели его как жертву буллинга, которого не любят в классе. После длительной беседы выяснилось, что этот подросток-отличник сам травит одноклассников, наносит им физические увечья. Мальчик действовал очень хитро и уверенно - избивал других детей, выбирая для этого места без камер, портил их вещи. С мальчиком проводили беседы, привлекли маму. Мама горой встала на защиту своего ребенка от педагогов. Между тем ничего не менялось, мальчик продолжал терроризировать класс. После озвученного намерения взорвать школу стало очевидно, что нужно принять меры для защиты других детей. И тут началось самое трудное: выяснилось, что в школе даже не имеют права даже осмотреть его портфель, чтобы выявить принес ли он с собой опасные предметы. Мать отказалась забирать мальчика на домашнее обучение, а в высших инстанциях сказали, что для принятия мер необходим прецедент - совершит преступление и мы немедленно примем меры. По оценке психолога подросток представлял серьезную опасность, действовал очень осторожно и целенаправленно. Так, однажды он ткнул карандашом в глаз однокласснику, как только отвернулась учительница. К счастью, мальчик успел податься назад и ослабил удар. Изолировать подростка так и не удалось на тот момент.
После событий в Казани во всех школах страны приняли меры: досматривают личные вещи у всех детей, в школах стоит вооруженная охрана. По мнению Зары Арутюнян, мера эта малоэффективна, как и ужесточение способов продажи оружия.Люди с девиантным нарушением всегда найдут способ нанести вред, как упомянутый выше подросток, который вообще предстал перед психологом изначально в качестве жертвы.
Комментируя методы освещения казанской трагедии, Зара Арутюнян указала на рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, которая рекомендует только сухую подачу, призывает к минимизации информации о подозреваемых, так как реакция на репортажи про казанского стрелка уже превращается в волну сочувствия. А это опасно, так как может вдохновить еще одного неуравновешенного подростка.
Говоря о мерах профилактики Зара Арутюнян сказала о том. что за такие нарушения, как порча чужих вещей, драки, иные опасные проделки необходимы наказания. Кроме того, нужно создать атмосферу социального неодобрения для таких поступков. Проблема еще и в том, что в современной российской школе хватает насилия и без девиантов: учителя оскорбляют учеников, и считается, что это в пределах нормы, драки считаются допустимыми. Необходимо улучшать ситуацию в целом, очевидно, что сразу это невозможно. На данном этапе необходимы меры по отделению девиантных подростков от просто агрессивных. И механизмы по их изоляции, которые в настоящее время не достижимы, пока подросток не нанесет кому-то вреда.
В этом случае его определяют в школу, где специально обученные педагоги работают в маленьких классах по 8-20 человек.
Сто процентов гарантии защиты от девиантов дать возможно. И тем не менее, их можно выявить в коллективе по поведению, по особой жестокости, по высказываниям, по характеру действий. Нужны механизмы по работе принятию мер и система наказаний для таких лиц.
Подробнее смотрите на видео.