Киев закрывается
17 марта в 23.00 в Киеве прекратит работу метро. Мэр города решил, что нет необходимости ждать еще пол-суток до «времени икс» - 12-00 18 марта — которое обозначил для прекращения транспортного сообщения президент Зеленский. И впрямь, зачем людям утром ехать на метро на работу, если вечером они не смогут на нем вернуться. Со среды по всей Украине к тому же прекращается движение железнодорожного транспорта и автобусное сообщение.
Страна замрет в среду, но последствия решения о строгом карантине видны уже сейчас. «Уважаемые жильцы, в связи с прекращением движения пригородных электричек служба консьержей временно прекращает свою работу» - объявление при входе в мой дом появилось с утра, дверь в подъезд мне открыли сердобольные соседи, наши консьержи ездили на свои суточные дежурства электричкой а из сел соседней Черниговской области, завтра очередная дежурная гарантировано не попала бы домой. Сколько дворников, сантехников, кассиров в супермаркетах и прочих обычно не заметных работников добиралось на работу в Киев из окрестных сел из пригородов, нам предстоит ощутить на себе на следующей неделе. Президент страны сказал, что в продолжающих ходить трамваях и маршрутных автобусах не должно быть более 20 человек в каждом - как это будет выглядеть, как доберутся с окраин в центр государственные служащие многочисленных министерств и ведомств, коммунальщики, продавцы пр магазинов- бог весть.
Парализующие страну меры борьбы с коронавирусом все-же начинают работать. В моем киевском микрорайоне пока работает элитная парикмахерская, пара уютных кофеен и небольшой магазин строительных материалов. Остальные магазины, кафе, рестораны быстрого питания украшают жалюзи. На большой «фаст-фуд» площадке в торговом комплексе стоит табличка с сообщением, что еду можно заказать по интернету и забрать где-то сбоку. А вот православный храм на карантин не закрывается. Религиозным организациям президент рекомендовал только снизить активность. «Сегодня еще не закрываемся, не было такой команды, - говорит служка в церковной лавке и вдруг, глядя прямо в глаза, выдает мне - Беда то какая…Но господь попустит!».
Храм с утра совершенно пустой, зато неподалеку плотной толпой пенсионеров при входе «отмечено» отделение государственного «Ощадбанка». Внутри работники не позволяют клиентам скапливаться больше одного у окошка, очередь выгнали на улицу.
Буквально рядом с банком аптека «Копеечка» и перед ней, как в роликах из Италии, малая очередь, где человек от человека стоит в полутора-двух метрах. «Там небольшое помещение, внутри всегда находится только один клиент!» - говорит мне сознательная гражданка в медицинской маске из ожидающих.
Эти маски в Киеве - нечто редкое и необычное. В продаже их нет нигде. Настолько нет, что за два дня я не нашел ни одного магазина, где сотрудники были бы снабжены медицинскими масками. В огромном «Ашане» в масках только кассиры - и это большая редкость.
Полки супермаркетов ломятся от продуктов, кое-где проплешины в ассортименте круп, где-то впрок разобрали хлеб, но в основном всего в достатке. Пара парней в модных черных масках с клапанами в ответ на фотографирование тут же делятся со мной «нужным чуваком из инсты» - он торгует этими масками по «божеской» цене в 100 гривен (250 рублей). Простые бумажные маски тоже можно купить через интернет-площадки - от 15 до 25 гривен, это в десять-двадцать раз дороже цены «до карантина».
При входе в большие супермаркеты появились одинокие вежливые дедушки в одноразовых бумажных халатах и масках, рядом с ними всегда стол с флаконом с дезинфицирующим раствором и строгой табличкой: «Санитарный пункт». Они никому не мешают и не препятствуют, иногда кто-то останавливается рядом - поговорить. Я подхожу изучить темную бумажку с какими-то правилами. «Не волнуйтесь, скоро принесут нормальную ксерокопию, -говорит мне дедушка. - Я тут вообще-то поставлен температуру на входе мерить! Давайте шею, я и вам померию!»
У «санитарного инспектора» действительно в руке компактный электронный бесконтактный термометр, который смотрится вполне современно. Растерянно подставляю шею и слышу: «У вас хорошая температура, 33.5 градуса - это потому что шея, под мышкой было бы больше!».
Вижу суетящихся за прозрачными дверями сотрудников туристической фирмы, у них сегодня последний день работы. Работает молодой парень и взрослая, очень уставшая женщина с кругами под глазами - она говорит по телефону и все время как-то странно смеется. «У нас три семьи застряло в Египте, .Там закрывает авиасообщение с 19-го, мы с 17-го, что с этим делать? Люди звонят постоянно - то требуют вернуть деньги, то перенести поездку, то отменить или уменьшить штрафы, а большинство этих вопросов - не к нам. Ответов ни у кого нет, все это в первый раз» - говорит мне Татьяна и растеряно посмеивается. Ее партнер Виталий не теряет духа и спрашивает, хочет ли прохожий куда-то полететь? Я хочу все и сразу - узнать, как можно перенести тур в Египет, слетать в Прагу, и в апреле-мае - в Турцию. Виталий открывает компьютер и бодро сообщает, что в базе есть тур в Прагу на 6 апреля и он может мне его прямо сейчас продать, в Турцию можно полететь 4 апреля - 850 евро на двоих с ребенком, с 1 мая уже будет 1500. А вот у него семья с двумя детьми вчера перенесла мартовский Египет на сентябрь, так путевка подорожала с 27 тысяч гривен до 44-х. «Вы верите в майские туры в Турцию?» - спрашиваю у Татьяны, как старшей в офисе. «Я - нет, мы уходим на карантин…» - с грустной улыбкой говорит она и начинает собирать бумаги и сувениры со стола.
На футбольной площадке рядом с моим домом дети разделились на команды, используя медицинские маски как ранее отличительные манишки. «Мы команда умных! Мы в масках!» - кричит нападающий лет одиннадцати. Мамочки с малышами гуляют вокруг, дети не в масках, но и не вместе.
Иду попрощаться с метро, его к ночи закроют - в спешащей в подземном переходе толпе маски есть хорошо если у каждого двадцатого. Сочувственно смотрю на уличного музыканта - завтра его место возле метро уже перестанет быть хлебным.