"Люди должны понимать смерть"
Рак пожирает людей. Диагноз рак — это приговор. Но люди не знают, а скорее всего, не понимают смерть. И поэтому этот приговор они принимают как событие, отныне бесповоротно изменяющее их жизнь, но теперь им осталось мало, совсем немного. И неизбежна неизвестность. И тебя уже никогда здесь не будет. И я подумал: а как я бы воспринял такое известие? А разве люди — те, которые приговорены, и те, которые якобы ещё нет, завидуют ли люди идущие на скорую смерть тем, которые останутся жить? Но ведь мы все смертные и поэтому с рождения приговорены на смерть. Думаю, не нужно верить в существование божественной жизни после смерти лишь для того, чтобы бояться смерти. Это обманная, искусственная вера. А настоящая — это когда ты реально чувствуешь значение таких слов: пока я здесь. И пройдёт ещё совсем не много и я уйду, чтобы больше не вернуться.
...И вот он лежит в гробу. Очередной умерший. А ведь прошло немного времени с момента, когда он позвонил мне и спокойно сказал: у меня рак. Ну вот, видишь, я тоже попался.
Тогда медленно пришло понимание, о чём он. И тогда, когда я понял, очень удивился его спокойствию. Наверно уж люди должны относится к смерти именно так — очень спокойно.
Но не знаю, я и в правду не знаю, как люди относятся к смерти, но я бы хотел, чтобы было именно так. Мы живём и умираем. Смерть — часть нашей жизни. Это просто конец. Неизбежный конец.
Наверно, нам нужно постараться понять, что значит конец для нас. Но понять именно при жизни. Ведь нам по жизни много раз приходилось переживать конец чего-то очень важного и очень дорогого, и мы всегда делали это — проходили этот путь. Иногда с трудом, но всегда это совершалось. Ну почему и сейчас просто-напросто нам не думать и самое главное не почувствовать конец так же и не говорить себе самые главные в нашей жизни слова: «ничего страшного, это просто конец».
Может во всём этом я не прав, не знаю, но я твёрдо знаю, что тогда человеку было бы намного проще и самое главное он бы стал намного честнее проживать свою жизнь. Без обмана себя и других...
Рубен Григорян, писатель