75 лет Варшавского восстания: почему Сталин не помог полякам, и как оно было направлено против CCCР
В четверг, 1 августа, в столице Польши проходят памятные мероприятия, посвященные 75-й годовщине Варшавского восстания - одного из центральных для поляков событий Второй мировой войны. В разных районах города организованы богослужения, концерты, выставки, встречи с ветеранами, сообщает ТАСС.
Утром церемония возложения цветов прошла у памятной плиты на здании у Фильтровой улицы, где был подписан приказ о начале восстания. В течение дня подобные акции проходят в разных местах города, связанных с историей тех военных дней.
По традиции, чтобы почтить память погибших, ровно в 17:00 по местному времени (18:00 по Москве) - так называемый час "В" (W), когда началось восстание, - в столице Польши и других городах Мазовецкого воеводства республики прозвучит сирена, в костелах забьют в колокола, и воцарится минута молчания.
Варшавское восстание началось 1 августа 1944 года и было подавлено фашистами ко 2 октября. Во время боев гитлеровцы полностью разрушили польскую столицу и уничтожили около 200 тыс. жителей города.
Историки расходятся в оценках этого события в истории Второй мировой войны. Восстание в Варшаве с военно-стратегической точки зрения было направлено против "третьего рейха", но политически - против СССР, пишет Deutsche Welle.
Вермахт отступал, Красная Армия продвигалась все дальше на Запад. Исход войны был предрешен. Было понятно, что вооруженные силы Советского Союза получат всю территорию Польши под свой контроль. Поляки, особых симпатий к СССР не испытывавшие, решили взять инициативу в свои руки, чтобы самим освободить себя от немецких оккупантов. И в 17 часов 1 августа началось вооруженное восстание в Варшаве.
Ни советская сторона, ни Великобритания, ни США существенной поддержки восставшим не оказали. Варшавское восстание завершилось 2 октября 1944 года капитуляцией польской стороны. В ходе действий, направленных на подавление восстания, немцы фактически сравняли с землей некогда красивейший город Европы: около 85 процентов строений было разрушено, от 150 до 200 тысяч жителей города было уничтожено.
В историографии СССР и Польской народной республики вся ответственность за поражение возлагалась на эмигрантское правительство и командование Армии Крайовой, стремившиеся захватить власть до прихода Красной Армии. В свою очередь западные историки обвиняли советское командование в умышленном уклонении от помощи полякам, но советские историки возражали, ссылаясь на то, что по объективным обстоятельствам оказание помощи было невозможным.
Как говорит доктор исторических наук, преподаватель Боннского университета Екатерина Махотина, "решение о начале восстания было принято очень быстро - как только Красная Армия заняла Прагу, один из районов Варшавы. Конфликт между польским правительством в изгнании и Москвой был давним, а после того, как в 1943 году были найдены массовые захоронения польских граждан в Катынском лесу, союзничеству пришел конец. Наступление Красной Армии, создание Польского комитета национального освобождения (Люблинского комитета), члены которого должны были, по согласованию с Москвой, стать основой послевоенного руководства в Польше, - все это и привело к решению о начале восстания".
По ее словам, "восставшие капитулировали не только потому, что им не оказали помощи. Было много причин: невероятная жестокость, с которой расправлялись нацисты с жителями Варшавы, плохо развитая коммуникация и недостаточная координация действий восставших, нехватка боевой техники и снарядов и, конечно, неоказание помощи извне. Сталин запретил американским самолетам садиться на территории, занятой советскими войсками. Лишь 10 сентября советское руководство начало оказывать помощь и разрешило союзникам снабжать восставших с воздуха. Но эта помощь на тот момент уже не имела смысла".
Доктор исторических наук, председатель правления Фонда "Эттерсберг", профессор Йенского университета Йорг Ганценмюллер отмечает, что "традиционно есть две версии тех событий: первая особенно популярна в Польше - согласно ей неоказание помощи восставшим было сознательным политическим решением советского руководства, которое позволило Сталину ослабить позиции его политических конкурентов в Польше. Вторая версия утвердилась в Советском Союзе и сегодня популярна в России - согласно ей, силы и коммуникации Красной Армии, подошедшей вплотную к Варшаве, были слишком рассредоточены, а потому не было возможности быстро восполнить потери в боевой технике и в личном составе, то есть были объективные военно-стратегические причины того, почему Красная Армия не могла оказать помощь восставшим. Предполагаю, что объективно верна третья версия - некая комбинация из двух этих вариантов".
"Две разные версии тех событий появились уже в середине 1940-х. И с тех пор ничего не изменилось. Хотя, конечно, нельзя забывать о том, что в Польше фактически до середины 1980-х или даже до начала 1990-х нельзя было говорить о восстании как о героической странице польской истории", - говорит профессор Ганценмюллер.
В свою очередь Екатерина Махотина обращает внимание на тот факт, что "Варшавское восстание всегда использовалось политиками. В одной версии - для сакрализации нации, в другой - для укрепления коммунистической идеологии. И так далее".
Сегодня антикоммунистический характер восстания продолжает оставаться базой, на которую опирается национал-консервативный политический истеблишмент. А в России вклад Красной Армии в освобождение Европы (и, в частности, Польши) является базовым элементом официальной культуры памяти, отмечает Deutsche Welle.