Первый и единственный: после "Летят журавлей" ни один отечественный фильм больше не получал золотой пальмовой ветви на Каннском кинофестивале

889-2.jpg

Kогда в 1957 году Михаил Калатозов закончил снимать свой фильм «Летят журавли», никто даже не мог подумать, что годом позже, в 1958 году, картина получит самую престижную награду Каннского фестиваля – «Золотую пальмовую ветвь», а молодая, на тот момент не известная широкой публике актриса Татьяна Самойлова произведет настоящий фурор среди гостей и участников фестиваля. Жюри Каннского фестиваля присудило ей премию как «Самой скромной и очаровательной актрисе». Журналисты же окрестили ее «советской Брижит Бардо.

Пабло Пикассо очень хотел познакомиться с «простой московской девочкой, которая скоро станет звездой мирового экрана». Так видел ее будущее великий художник.

И действительно, сразу после возвращения с фестиваля в Каннах Татьяна Самойлова стала главной звездой советского экрана. Она получила очень выгодное предложение сниматься в Голливуде, но советское партийное руководство посчитало, что будет неправильно и неразумно отпускать молодую, начинающую актрису на Запад.

Для партнера Татьяны Самойловой по фильму, красавца Алексея Баталова фильм «Летят журавли» не был первым. Актер был хорошо известен в стране, уже успел успешно сняться в нескольких картинах. Фильм с его участием «Большая семья» всего за три года до этого получил в Каннах приз «За лучший актерский состав.

Хрущеву фильм категорически не понравился! После просмотра он гневно раскритиковал картину, назвав главную героиню «шлюхой». Что неудивительно, принимая во внимание советскую пуританскую мораль.

Поэтому о триумфе фильма на Каннском фестивале в СССР вначале сообщили очень сдержанно, только лишь в небольшой статье без названия в «Известиях», не упомянув ни названия фильма, ни имени режиссера, ни имен сценариста (Виктора Розова) и оператора. Хотя именно благодаря таланту оператора Сергея Урусевского фильм получился очень живым и воздушным, а вдохновенный монтаж массовых сцен, необычайная подвижность камеры сделали этот фильм произведением, исполненным тонкой лирической красоты и трагедийной силы.

В отличие от отечественной прессы, за границей было много публикаций как о самом фильме, сюжете, операторских находках и актерском составе, так и о реакции зрителей. Например, о том, как парижская публика рыдала на просмотре картины.

В своей заметке известный французский историк и теоретик кино Жорж Садуль «Мысли о фестивале в Канне», опубликованной в «Известиях», писал: «Фильм потряс прежде всего своей правдивостью. Всем хорошо известны высокий героизм советских воинов и мужество советского народа, спасшего народы Европы от рабства и нищеты. Но немногие на Западе понимали и понимают, какими бесконечными страданиями было заплачено за победу. Фильм раскрыл им глаза.

«Летят журавли» до сих пор остался единственным советским и российским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля. И по прошествии более полувека он поражает своей чистотой, искренностью и правдой.