Российские авиаперевозчики предупредили о подорожании билетов на 8-10 процентов по итогам 2019 года
Авиабилеты по итогам 2019 года подорожают на 9-10%. Как рассказали в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), это связано с объективными факторами, в частности, с подорожанием авиакеросина. При этом механизм компенсаций перевозчикам в случае резкого роста цен на топливо малоэффективен, а предпосылок к снижению стоимости перелетов в долгосрочной перспективе нет, пишут "Известия".
По словам заместителя исполнительного директора АЭВТ Бориса Шокурова, в 2018 году операционные убытки российских перевозчиков составили около 54 млрд рублей, а в I квартале 2019-го авиакомпании уже потеряли 45 млрд рублей, что на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Обычно компании получают прибыль во II и III кварталах, а I и IV скорее убыточны. Однако по нынешнему году положительных финансовых результатов не ожидается.
Глава научного центра мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд пояснил, что объективные предпосылки рынка - резкий рост стоимости авиакеросина за 2018 год, продолжающееся увеличение цен на аэропортовое обслуживание - заставят авиакомпании повышать цены в указанных пределах. Эксперт добавил, что тактика перевозчиков по максимальному сдерживанию цен, от которой они не отказываются, даже несмотря на финансовые потери, может в итоге сдержать суммарный рост до 7-8% по итогам года.
Вместе с тем в этом году убытки авиакомпаний будут меньше, чем в прошлом: цены на билеты растут быстрее инфляции, что позволит перевозчикам немного заработать, а с 1 октября 2019 года обнуляется НДС на воздушные перевозки в обход Москвы, что положительно скажется на финансах авиакомпаний.
При этом базовые факторы, создающие убытки, по-прежнему сохраняются: стоимость авиакеросина остается очень высокой, а провозные мощности избыточны. Поэтому предпосылок для долгосрочного снижения цен нет, и с приходом нового "высокого сезона" стоимость перелетов вновь пойдет вверх. С начала года стоимость керосина, по словам Бориса Шокурова, выросла на 1,5-2%, однако за прошлый год рост превысил порог в 30%. Стоимость авиатоплива является одной из главных статей расходов для авиаперевозчика и составляет около трети стоимости билета.
Одним из ключевых механизмов поддержки авиакомпаний, который должен помочь сдерживать цены на билеты в условиях резкого роста стоимости топлива, должен стать демпфер на керосин. Он вступил в действие 1 августа 2019 года. Предложенный правительством механизм позволяет перевозчикам получить компенсации, если экспортная цена (с учетом затрат на логистику) превысит 48,3 тыс. рублей за тонну.
Однако, по словам экспертов, установленная планка слишком высока и не позволит авиакомпаниям получить компенсацию. Как ранее заявил глава "Аэрофлота" Виталий Савельев, параметры демпфирующего механизма рассчитаны "на стрессовый сценарий", включающий всплеск стоимости авиатоплива и резкий рост курса доллара. И даже в этом случае из 48 млрд рублей дополнительных расходов авиакомпаний, возникших из-за увеличения цены керосина, удалось бы вернуть только 2,2 млрд рублей.
В "Уральских авиалиниях" также заявили, что механизм демпфера малоэффективен и позволяет получить компенсацию только при условии значительного - на 15% и более - роста стоимости авиатоплива на мировом рынке. Кроме того, он не предусматривает привязки к реальным розничным ценам, по которым керосин покупают перевозчики. В пресс-службе Smartavia подчеркнули, что "практически исчерпали финансовые резервы" для сдерживания цен на билеты.
В пресс-службе Минфина заявили, что российские авиакомпании смогут рассчитывать на выплаты в рамках демпфера, если нефть подорожает до 65 долларов за баррель. Там также подчеркнули, что это лишь одна из мер поддержки перевозчиков в условиях повышения цен на топливо. С 2015 года они получают компенсацию части расходов на приобретение керосина в размере 3024 рубля за тонну, на эти цели из бюджета в 2018 году выделили 21 млрд рублей. Другие эксперты полагают, что у авиакомпаний будет больше шансов получить компенсацию, если они смогут добиться снижения целевых цен, как это удалось сделать нефтяникам по бензину и дизельному топливу.