Tribuna | федеральное информационное агентство

View Original

Глобализация: станет ли культура одной на всех?

Не мешало, более того, на мой взгляд, очень важно было бы понять: все же что будет в наш век, или в другой век глобализации с этой самой культурой.

Если оглянуться назад (это для тех, кто сейчас подумал, что никакой глобализации нет, что это выдумки неизвестно кого, не хочу называть имена, но, мягко говоря, нехороших людей) разве мы живем так, как жили хотя бы 30, 60 или 100 лет назад? Наверно, нет. Меняется жизнь, меняются традиции, но и неизбежно меняется и культура. Все же, чтобы было немножко или более-менее понятно, о чем я, попробуем представить себе, а что же это такое — культура. Кто-то из великих или не очень, сказал, что культура — это состояние души человека. И тут очень важно сказать, что это за человек, какой национальности, какой у него язык является материнским, родным языком, какие гены у него, в какой среде — природной или чисто человеческой, национальной жили его предки и живет он сам. И так человек, который чувствует состояние его души, сколько веков, кто, что и как воспитали его душу. И, в конечном итоге, какую культуру он несет в жизнь и к людям.

Конечно, сегодняшняя культура имеет национальный оттенок. Люди разной национальности любят свой язык, любят свое искусство, привыкли к своей национальной кухне, это им не чуждо, а бесконечно приятно. Но мы все больше и больше (когда я говорю «мы», имею в виду людей разных национальностей, разных стран, разных краев нашей планеты, просто человеков) от рождения получили чисто человеческие качества, те чувственные качества, которые нас делают людьми. И сдается мне, что всеобщая глобализация в конечном итоге соберет воедино все хорошее, все ценное, все прекрасное культурное наследие всех национальностей. И будь китаец, русский или кто-нибудь другой, они все будут восхищаться той культурой, которая несомненно будет им нравиться, нравиться по той простой причине, что она отражает простые человеческие качества. Она говорит о любви, о преданности, о сменности поколений и о великой человеческой совести, без которой нет жизни, не может существовать и сам человек. 

Но всеобщая культура, наверно, не воспримет этого, а может кое-что и воспримет. Говоря немудреными словами, если человеку нравится какая-нибудь национальная еда, почему бы ему не принимать эту еду, даже если он не принадлежит к этой национальности. Если человеку нравится музыка, почему ему не слушать ее. Если ему нравится искусство (итальянское, испанское, голландское), почему бы ему не восхищаться им? Наверно, люди бессознательно принимают ближе к себе только то, что чисто по-человечески им по душе. Не знаю, это хорошо или плохо. Могут быть люди, которые категорически будут возражать, но кажется мне, ожидает нас одна единая — общечеловеческая культура, которая несет в себе все прекрасное от народов мира.

МИХАИЛ ЛЕВИН