Tribuna | федеральное информационное агентство

View Original

Мама всех хвостатых: сын легендарной дрессировщицы Натальи Дуровой ревновал ее к животным

13 апреля исполняется 85 лет со дня рождения знаменитой дрессировщицы.

Дрессировщик, глава династии Владимир Дуров был уверен, что у него непременно родится внук, который продолжит его дело. И когда в знаменательный день 13 апреля 1934 года ему сообщили, что на свет появилась внучка Наташенька, Владимир Леонидович страшно расстроился. 

© / www.globallookpress.com

На внучку дед посмотреть все же соизволил. Когда великий дрессировщик увидел, что у новорожденной есть такая же родинка, как у него самого, он прослезился: Дуров понял, что именно Наташеньке суждено продолжить дело его жизни.  Так и получилось. Правда, дедушка этого уже не увидел, его не стало почти сразу после Наташенькиного крещения. 

На арену Наташу Дурову вывел отец. Ей было тогда всего 4 года. С тех пор Наталья не могла жить без сцены и без своих любимых животных. 

Многие уверены, что в цирках животных держат в ежовых рукавицах. У Дуровых же всегда был другой принцип, они никогда не применяли физическое насилие над животным, чтобы добиться от него желаемого результата.  Даже когда звери проявляли характер, их не наказывали. А такое случалось нередко.

Однажды Наталья Дурова выступала во Владивостоке. Зрителям она представляла номер с дрессированной рысью Котькой. Дурова вышла на арену в красивом платье, декорированном большими воланами. Наталье очень нравился этот наряд. Понравился он и Котьке. Большая кошка попыталась поиграть с ярким предметом, зацепив его когтями, но не рассчитала и вцепилась не в волан, а в ногу Дуровой. Котька быстро отпустила ногу своей хозяйки, а Дурова, как ни в чем не бывало, довела сцену до конца. Она поклонилась, взяла рысь за поводок и ушла. А за кулисами упала без сознания – оказалось, что нога за секунды была разодрана в клочья. Ногу зашили, а Котька, конечно же, осталась в цирке– никто не собирался наказывать животное. Дурова всегда с невероятным трепетом относилась ко всей живности, которой пришлось несладко в жизни.

Как-то Наталье Юрьевне сообщили, что в одном из цирков двух престарелых верблюдов планируют отправить на скотобойню. Она попыталась договориться с руководством по телефону, но узнала, что верблюдов уже повезли забивать на мясо. Дурова в считаные минуты собралась, догнала машину с верблюдами, с помощью добровольцев перекрыла дорогу, забрала животных и повела их по улице к себе в цирк. Так у Натальи Дуровой появился еще один уголок – животных-пенсионеров. 

Гусь спас малыша

К Дуровой, как к уникальному специалисту, досконально знающему психологию животных, обращались со всего мира. Как-то дрессировщице поступил звонок из Индии. На той стороне трубки сообщили, что случилось страшное несчастье: поезд врезался в стадо слонов, погибло несколько взрослых животных и один слоненок. Взрослые слоны в бешенстве побежали разносить все на своем пути. Вскоре они должны были добраться до Дели. Люди не знали, что предпринять. С одной стороны, эти слоны были занесены в Красную книгу, их нельзя было уничтожать, с другой – разъяренное стадо из 189 слонов способно было не только разрушить здания, но и покалечить множество людей. Наталья Юрьевна посоветовала расставить в километре от стада емкости с водой и едой. Индусы так и сделали. Когда стадо добежало до импровизированного места кормежки, оно остановилось. Слоны пошли пить воду, а слонихи – кормить детенышей. 

Наталья Юрьевна с детства привыкла относиться к животным как к близким людям, поэтому часто замечала в них человеческие черты. Как-то раз цирк Дуровой был на гастролях в Израиле. Только по счастливой случайности артисты избежали последствий теракта, который произошел в их отеле – во время взрыва они все были на выступлении. Приехали – все окутано дымом, стены обгорели. Ассистенты Дуровой вынесли из машин клетки с животными и стали думать, что делать, куда ехать. Внезапно к Наталье Юрьевне подбежал помощник: «Наш гусь Мартин сбежал!». Пошли его искать. Дурова внезапно увидела, как гусь на пепелище что-то роет лапой и громко шипит. Подбежала к нему, стала помогать, а там, под грудой обломков, лежал младенец. Живой! Наталья Юрьевна срочно вызвала скорую и полицию, поехала вместе с малышом в больницу. А там стала упрашивать стражей порядка позволить ей усыновить мальчика. Но дрессировщице в этот раз не пошли навстречу, и она уехала в Москву, где ее ждал знаменитый «усыновленный» шимпанзеЯша Натальевич и родной сынМиша Болдуман.Который не сильно жаловал ни Яшу Натальевича, ни других обитателей Цирка Дуровых (их, к слову, все величали Натальевичами). Миша ревновал маму к живности. Он нередко высказывал потом в интервью, что мама уделяла животным гораздо больше внимания, чем ему самому, возможно, поэтому отношения с тем же Яшей Натальевичем у дрессировщицы были лучше, чем с родным сыном.

Даже после смерти матери затаивший на нее обиду Михаил, получив многомиллионное наследство, хотел было от него отказаться, но не успел – сам скончался от цирроза печени. За сокровища Дуровых разгорелась довольно жесткая борьба между близкими родственниками. Но, в итоге все, что собирала и наживала своим трудом Наталья Дурова, досталось ее внучке, Елизавете Соловьевой, которую Михаил признал официально. 

Валентина Оберемко

АиФ